«Австралия»
Корабль «Австралия» принадлежал к новому типу крейсеров, получивших название линейных. Увеличение скорости на этих кораблях достигалось за счет уменьшения бронирования, количество орудий главного калибра тоже было сокращено на два — по сравнению с дредноутами. Расположение средних башен обеспечивало орудиям лучшие сектора обстрела. «Австралия» строилась в Клайде в 1913 году и после окончания строительства перешла на Тихий океан и стала флагманом австралийского флота. Вернулась в Британию в разгар Первой Мирвой войны, но не смогла принять участие в Ютландском сражении, поскольку до того получила повреждения, столкнувшись в тумане с линейным крейсером «Новая Зеландия». В декабре 1916 года «Австралия» снова получила повреждения в столкновении — с линейным крейсером «Рипалс». В декабре 1921 года была выведен из боевого состава и использовалась как мишень — вплоть до затопления в апреле 1924 года у побережья Австралии.
- Страна: Австралия
- Экипаж: 800
- Водоизмещение: 19500 т
- Размерения: 179,8×24,4×8,1
- Запас хода: 11390 км (6330 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 152 мм (6″) пояс, 63 мм палуба, 178 мм башни
- Вооружение: 8 305-мм (12″) орудий, 16 102-мм орудий
- Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 44000 л.с.
- Скорость: 26,9 узла
«Лос-Андес»
Построенный в Англии низкобортный башенный броненосец «Лос-Андес» был одним из первых кораблей этого типа в аргентинском флоте. Другим кораблем этой серии была «Эль-Плата». Небольшая надстройка поддерживала продольный мостик, протянувшийся от носа до кормы, и была достаточно узка, чтобы обеспечить башенным орудиям максимальные углы обстрела. Позади башни стояла единственная труба и две легких прямых мачты. На переходе из Англии в Аргентину броненосец шел только под парусами. «Лос-Андес» вступил в строй в 1875 году, однако более или менее серьезный флот появился у Аргентины лишь три года спустя, когда были приобретены еще несколько кораблей поменьше, в том числе два бронированных монитора. В 1890-х годах пограничный конфликт с Чили послужил стимулом к значительному увеличению аргентинского флота. В Италии были заказаны четыре броненосных крейсера, но к моменту окончания конфликта Аргентина получила только два из них. «Лос-Андес» был разобран в 1929 году.
- Страна: Аргентина
- Экипаж: 200
- Водоизмещение: 1500 т
- Размерения: 56,4×15,7×3,2
- Запас хода: 5340 км (2880 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 152-мм (6″) пояс, 229—203-мм (9—8’7 башни)
- Вооружение: два 229-мм (9″) орудия и два 7 00-мм орудия
- Силовая установка: двухвальная компаунд-машина
- Скорость: 9,5 узла
«Морено»
Соперничесгво между южноамериканскими республиками получило новый импульс, когда в 1910 году Бразилия заказала на британских верфях два дредноута. На этот шаг Аргентина ответила программой строительства сразу трех линкоров — правда, вскоре по финансовым соображениям заказ был сокращен до двух. Строились корабли на верфях США. В 1924-25 годах «Морено» и однотипный с ним «Ривадавия» прошли модернизацию. Их котлы перевели на нефтяное отопление, переднюю мачту укоротили, а прямую кормовую мачту заменили на трехопорную. Водоизмещение кораблей возросло на 1016 тонн. В 1937 году «Морено» совершил плавание в Европу. Во время Второй Мировой войны он нес службу в территориальных водах, а вскоре после завершения войны в Европе стал плавучим складом и тюрьмой. Вместе с однотипным «Ривадавией», который сопровождал «Морено» в европейском плавании, этот линкор до середины 50-х годов оставался крупнейшим кораблем в аргентинском флоте. В 1956 году «Морено» был сдан на слом.
- Страна: Аргентина
- Экипаж: 1130
- Водоизмещение: 28000 т (30700 т полное)
- Размерения: 173,8×29,4×8,5
- Запас хода: 19800 км (11000 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 305—254 мм (12—10″) пояс, до 305 дам (12″) башни, 64 мм палуба
- Вооружение: двенадцать 305-мм (12″), двенадцать 152-мм (6″) и шестнадцать 102-мм орудий
- Силовая установка: трехвальная турбина мощностью 40000 л.с.
- Скорость: 22,5 узла
«Жевари»
К моменту вступления в строй в 1874 году, бронированные башенные броненосцы «Жевари» и однотипный с ним «Солимоэс» были самыми мощными кораблями бразильского флота. Во время Бразильской революции 1893 года «Жевари» обстреливал береговые укрепления сторонников правительства. Затонул корабль из-за течи, возникшей от сотрясения корпуса при стрельбе. Другой башенный броненосец бразильского флота, «Аквибадан», взорвался и затонул близ Рио-де-Жанейро в 1906 году. Вместе с «Жевари» эти корабли долгое время являлись основой бразильского флота, но усиление аргентинских морских сил заставил Бразилию в 1907 году заказать в Великобритании постройку двух линкоров-дредноутов. В результате бразильский флот имел в своем составе дредноуты уже в 1910 году — раньше, чем они появились во флотах таких великих держав, как Франция, Италия и Россия. Во время Первой Мировой войны Бразилия предложила послать свои дредноуты на помощь британскому Королевскому флоту, но англичане отклонили это предложение.
- Страна: Бразилия
- Экипаж: 135
- Водоизмещение: 3640 т
- Размерения: 73x17x3,4
- Запас хода: 1260 км (680 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 305 мм (12″) пояс, 305—279 /им (12— 11″) башни
- Вооружение: четыре 254-мм (10″) дульнозарядных орудия
- Силовая установка: двухвальная двухцилиндровая компаунд-машина
- Скорость: 11 узлов.
«Минас-Жерайс»
Бразильский линкор «Минас-Жерайо был создан в «ответ» на новые чилийские броненосцы и первоначально проектировался как додредноут. Позже его проект претерпел изменения, и он стал первым дредноутом, построенным для флота второстепенной морской державы. Корабль строился в Англии и вступил в строй в 1910 году. В 1923 году он прошел модернизацию в США, следующая модернизация 1934—37 годов проводилась уже в самой Бразилии. В 1954 году «Минас-Жерайс» был разобран на металл. В 1917 году, после того как Бразилия вступила в войну и арестовала немецкие суда в своих портах, она предложила Англии включить оба корабля данного класса (вторым был «Сан-Паулу») в состав британского Королевского флота, но это предложение было отвергнуто. Поэтому планы направления бразильских кораблей под командованием адмирала Бонги в 1918 году в европейские воды так и не были реализованы.
- Страна: Бразилия
- Экипаж: 900
- Водоизмещение: 19300 т
- Размерения: 165,8×25,3×7,6
- Запас хода: 18000 км (10000 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 229 мм (9″) пояс, 305—229 мм (12—9″) башни, до 57 мм палуба
- Вооружение: двенадцать 305-мм (12″) и двадцать два 120-мм (4,7″) орудия
- Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 23500 л.с.
- Скорость: 21 узел
«Риачуэло»
Корабль «Риачуэло», двухбашенный броненосец с полным парусным вооружением, был построен на замену конфискованной Великобританией «Индепенденсии». «Риачуэло» являлся замечательным примером установки мощного вооружения и сильной защиты на корабле водоизмещением всего 6000 тонн. В то же время в конструкции «Риачуэло» впервые в кораблестроении была применена двуслойная сталежелезная броня. Многие годы он оставался самым мощным кораблем бразильского флота, имея стальной корпус с двумя двухорудийными башнями и двумя трубами по центру. Проект предусматривал парусное вооружение барка, но при достройке остались только две мачты. При реконструкции в 1895 году их заменили двумя тяжелыми безрангоутными мачтами, которые в 1905 году убрали совсем. Свое название корабль получил в честь одного из сражений в войне с Парагваем, произошедшего 11 июня 1865 года. В 1910 году, во время буксировки на слом в Европу, «Риачуэло» затонул.
- Страна: Бразилия
- Экипаж: 367
- Водоизмещение: 6000 т
- Размерения: 92,9×15,8×6
- Запас хода: 11000 км (6000 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 280—178 мм (11 —7″) пояс, 254 мм (10″) башни и надстройка
- Вооружение: четыре 234-мм (9,2″) и шесть 140-мм (5,5″) орудий
- Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина
- Скорость: 16 узлов
«Басилевс Георгиос»
Броненосец «Басилевс Георгиос» был небольшим кораблем с центральной батареей и броневым поясом по всей длине корпуса; броневой защитой и мощью вооружения он превосходил другие броненосцы того времени. Суммарный вес броневой защиты составлял 340 тонн. Батарея размещалась почти в центре корабля, перед трубой. Благодаря угловым казематам, артиллерия могла вести огонь как по курсу корабля, так и в противоход. «Басилевс Георгиос», названый так по имени короля Греции Георгиоса I (1845—1913), был построен в конце XIX века. Этот броненосец оставался основным кораблем греческого флота вплоть до появления в 1889 году броненосцев класса «Гидра» («Гидра», «Псара» и «Спецаи»).
- Страна: Греция
- Экипаж: 128
- Водоизмещение: 1800 т
- Размерения: 61x11x4,4
- Запас хода: 2410 км (1300 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 178— 152 мм (7—6″) железный пояс, 152 мм (6″) батарея, 25 мм палуба
- Вооружение: два 229-мм (9″) орудия
- Силовая установка: двухвальная компаунд-машина мощностью 2100 л.с.
- Скорость: 12 узлов
«Гидра»
Построенный в 1889 году греческий броненосец «Гидра» имел необычную конструкцию: два его 274-мм (10,8”) орудия располагались на верхнем уровне двухярусной батареи, а третье стояло в башне на корме. На нижнем ярусе батареи были установлены четыре 150-мм (5,9”) орудий, пятое размещалось под мостиком. В 1900 году «Гидра» прошла ремонт, во время которого на корабле установили прямые безрангоутные мачты. В 1912 году он участвовал в боях с турками во время Первой Балканской войны. Несмотря на древние морские традиции своего народа, в начале XX века Греция обладала лишь небольшим прибрежным флотом, главным назначением которого была оборона от Турции. До появления «Гидры» главными кораблями греческого флота являлись два маленьких монитора, и только после 1900 года был предпринят ряд шагов по усилению морской мощи страны, что дало возможность Греции вступить в 1912 году в войну, обладая достаточно мощным флотом, и бросить вызов Турции. В ходе Первой Балканской войны греческий флот под командованием адмирала Кондуриотиса добился морского господства, и греки смогли захватить острова в Эгейском море.
- Страна: Греция
- Экипаж: 440
- Водоизмещение: 4880 т
- Размерения: 102×15,8×5,4
- Запас хода: 5600 км (3000 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 305—102 мм (12—4″) пояс, 356—305 мм(14—12″) батарея, 305 мм (12″) барбеты, 58 мм палуба
- Вооружение: три 274-мм (10,8″) и пять 150-мм (5,9″) орудий
- Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 6700 л.с.
- Скорость: 17 узлов
«Данмарк»
Первоначально «Данмарк», спущенный на воду в 1864 году, носил имя «Санта-Мария». Этот броненосец был заказан на верфях Томпсона в Глазго лейтенантом флота Конфедерации Нортом. Поскольку средств у Конфедерации катастрофически не хватало, из-за постоянных задержек платежей строительство корабля неоднократно приостанавливалась. В конце концов корабль был куплен Данией, которая вела войну с Пруссией, и переименован в «Данмарк». Спущенный на воду в 1864 году, первой модернизации он подвергся еще до вступления в строй, в 1869 году. После ремонта 1876—77 гг. броненосец использовался как плавучая казарма. В 1907 году «Данмарк» разобрали на металл. По иронии судьбы, на момент покупки этого корабля Дания обладала едва ли не лучшим броненосцем мира. Это был «Рольф Краке», во время войны с Австрией в 1864 году — единственный крупный корабль датского флота.
- Страна: Дания
- Экипаж: 530
- Водоизмещение: 4750 т
- Размерения: 82x15x6
- Запас хода: 3340 км (1800 миль) при 6 узлах
- Бронирование: броневые листы по 112 мм (4,5″)
- Вооружение: двенадцать 203-мм (8″) и 152-мм (6″) орудий
- Силовая установка: одновальная компаунд-машина
- Скорость: 8,5 узла
«Гельголанд»
Много лет «Гельголанд» был самым крупным кораблем датского флота. В середине корпуса броненосца располагалась батарея 260-мм (10,2”) орудий, причем борта могли откидываться для ведения огня прямой наводкой. Ближе к носу корабля была установлена башня с 305-мм (12”) орудием, имелись также носовое и кормовое 127-мм (5”) скорострельные орудия. Две прямых мачты могли нести небольшие паруса. Внесенный в списки как минный броненосец береговой обороны, он получил название в честь победы датского флота над объединенной австро-прусской эскадрой у острова Гельголанд 9 мая 1864 года. «Гельголанд» был заложен в Копенгагене в 1876 году и завершен постройкой в 1879 году, в 1884 году прошел модернизацию. В дальнейшем Дания, чей флот состоял из небольших кораблей береговой обороны, вплоть до 1940 года сохраняла нейтралитет во всех европейских конфликтах. «Гельголанд» оставался в строю до 1907 года.
- Страна: Дания
- Экипаж: 331
- Водоизмещение: 5330 т
- Размерения: 79x18x5,8
- Запас хода: 2600 км (1400 миль) при 9 узлах
- Бронирование: 305—203-мм (12—8″) пояс, 254-мм (10″) башня и батарея
- Вооружение: одно 305-мм (12″) и четыре 260-мм (10,2″) орудий
- Силовая установка: двухвальная паровая машина
- Скорость: 13,7 узла
«Чжень-Юань»
В конце 1870-х годов Китай решил модернизировать свои флот по европейскому образцу. Строительство броненосного флота началось в 1880 году; «Чжень-Юань» и однотипный с ним «Цзин-Юань» — стальные корабли с бронированной центральной цитаделью, прикрывавшей машины, котлы и погреба, — были первыми и единственными китайскими линейными кораблями. Оба корабля были построены на немецких верфях фирмы «Вулкан» в Штеттине и перешли в Китай под немецким торговым флагом. В сентябре 1894 года во время японо-китайской войны «Чжень-Юань» был серьезно поврежден в битве у Ялу, затем сел на мель у Вэйхайвэя, был снова поврежден японскими батареями и затоплен. В 1895 году корабль поднят японцами и включен в состав японского Императорского флота. В 1914 году разобран на металл.
- Страна: Китай
- Экипаж: 378
- Водоизмещение: 7220 т
- Размерения: 93,9х 18×6,1
- Запас хода: 8340 км (4500 миль) на 10 узлах
- Бронирование: 356 мм (14″) пояс, 356—305 мм (14— 12″) барбеты, 76 мм палуба
- Вооружение: четыре 305-мм (12″) и два 152-мм (6”) орудия
- Силовая установка: двухвальная горизонтальная компаунд-машина мощностью 6200 л.с.
- Скорость: 14,5 узлов
«Уаскар»
Корабль «Уаскар» был построен для перуанского флага в Англии, на верфях в Биркенхеде. 254-мм орудия главного калибра броненосца располагались в одной сильно бронированной башне конструкции Коулза, расположенной на низкой главной палубе позади фок-мачты, перед легким мостиком. Высота надводного борта корабля в этом месте была всего 1,5 метра, поэтому в небоевой обстановке для защиты палубы от волн поднимался металлический фальшборт. В первом своем бою «Уаскар» сражался против английских кораблей. Эго случилось в 1877 году, после того как на броненосце произошло восстание экипажа. В 1879 году, во время войны с Чили, «Уаскар» был одним из двух боеспособных перуанских кораблей. В октябре 1879 года на него напали два чилийских броненосца, и после ожесточенного боя «Уаскар» сдался. Впоследствии его отремонтировали в Вальпараисо и после модернизации включили в состав чилийского флота. Во время гражданской войны в Чили он сражался на стороне войск Конгресса и принял участие в нескольких боевых операциях. В настоящее время «Уаскар» превращен в музей.
- Страна: Перу
- Экипаж: 170
- Водоизмещение: 2062 т
- Размерения: 60,9×10,6×5,5
- Запас хода: 3300 хм (1800 миль) при 16 узлах
- Бронирование: 127—102 мм (5—4″) борта, 203 мм (8″) лоб башни, 152-мм (6″) борт башни, до 50 мм палуба
- Вооружение: два 254-мм (10″), два 40-фунтовых (120-мм) орудия
- Силовая установка: одновальная паровая машина мощностью 1100 л.с.
- Скорость: 10 узлов
«Индепенденсия»
Корабль «Индепенденсия», спущенный на воду в 1865 году, вместе с однотипным кораблем «Уаскар» были единственными броненосцами перуанского флота, и их потеря в войне с Чили в 1879 году стала катастрофой для Перу. В самом начале войны оба корабля пришли в порт Икике для снятия морской блокады, проводившейся двумя небольшими чилийскими канонерками. Но во время боя с чилийской канонеркой «Ковадонга» броненосец «Индепенденсия» наскочил на мель и был взорван во избежание захвата противником. Этот корабль был одним из двух броненосцев, построенных для Перу в Англии в 1860-х годах; кроме того Перу купила у США два монитора. Второй перуанский броненосец, «Уаскар», вошел в историю чуть раньше — в 1877 году, когда он был захвачен повстанцами и выдержал бой с преследовавшим его британским крейсером «Шах». В Тихоокеанской войне с Чили Перу потеряла свои броненосцы.
- Страна: Перу
- Экипаж: 250
- Водоизмещение: 3500 т
- Размерения: 65,5×13,6×6,7
- Запас хода: 2600 км (1400 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 114 мм (4,5″) пояс, 114 мм (4,5″) батареи
- Вооружение: два 178-мм (7″) и двенадцать 70-футовых дульнозарядных орудий
- Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина мощностью 1500 л.с.
- Скорость: 12 узлов
«Васко да Гама»
Корабль «Васко да Гама» являлся единственным, кораблем основного класса во флоте Португалии. Первоначально он предназначался, главным образом, для обороны Лиссабона. Строился этот компактный и довольно мощный корабль в Лондоне, на верфи «Темз Айронворк». Спущенный на воду в 1876 году, «Васко да Гама» имел возвышавшуюся над главной палубой восьмиугольную батарею, где размещались два 260-мм (10,2″) орудия. По каждому борту батарея имела выступы для стрельбы вдоль оси корабля. В 1890 году количество мачт на корабле было уменьшено до двух. Между 1901 и 1903 годами «Васко да Гама» прошел капитальную модернизацию, включавшую установку нового вооружения и существенное укрепление корпуса. Во время революционных выступлении около Лиссабона в 1917 году он был серьезно поврежден, но все же остался в строю и на слом был прод ан только в 1936 году. Столь долгая, жизнь корабля но сравнению с его современниками в других странах стала следствием, застоя в португальском флоте, который долгое время не приобретал новых кораблей. План увеличения флота 1895 года, включавший строительство двух броненосцев береговой обороны, так и не был принят.
- Страна: Португалия
- Экипаж: 232
- Водоизмещение: 2480 т
- Размерения: 65,8x12x5,4
- Запас хода: 3330 км (1800 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 229 мм (9″) пояс и 254 мм (10″) батарея (на 254-мм деревянной подкладке)
- Вооружение: два 260-мм (10,2′) одно А 52-мм и два 40-фунтовых орудия
- Силовая установка: двухвальная компаунд-машина
- Скорость: 10,3 узла
«Ассари-Шевкет»
Первоначально броненосец назывался «Ибрамие» и предназначался для египетского флота, но, спущенный на воду в 1868 году, этот корабль был передан Турции и назван «Ассари-Шевкет». Шесть орудий располагались в бронированной батарее, защищающей также основание трубы. При последующей модернизации прямо над батареей установили еще два орудия. Такая конструкция позволила уменьшить размеры корабля и увеличивала его маневренность. В декабре 1912 года «Ассари-Шевкет» получил повреждения в бою с болгарскими кораблями у Дарданелл во время Второй Балканской войны. 11 февраля 1913 года он сел на мель в проливе Босфор и был покинут командой. Относящийся к классу броненосцев береговой обороны, «Ассари-Шевкет» напоминает французские броненосцы серии «Тридент».
- Страна: Турция
- Экипаж: 320
- Водоизмещение: 4762 т
- Размерения: 83х 16×6,5
- Запас хода: 2965 км (1600 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 76— 150 мм пояс, 127 мм , батарея, 203—75 мм палуба
- Вооружение: восемь 229-мм (9″) дульнозарядных орудий, два 203-мм орудия
- Силовая установка: одновальная компаунд-машина мощностью 3560 л.с.
- Скорость: 13 узлов
«Фетхи-Буленд»
В 1860—70 годы на верфях Британии и Франции для Турции было построено такое количество броненосцев, что военно-морской флот Оттоманской империи стал третьим в мире по численности. В числе заказанных Турцией кораблей был и «Фетхи-Буленд», батарейный броненосец с железным корпусом, построенный на верфях «Блэкуолл» в Лондоне. «Фетхи-Буленд» был заложен в 1868 г. и завершен постройкой в 1872 году. Между 1903 и 1907 годами он прошел модернизацию, в 1912 году, во время Первой Балканской войны, был потоплен греческим миноносцем NF-11.
- Страна: Турция
- Экипаж: 220
- Водоизмещение: 2805 т
- Размерения: 72x12x5,5
- Запас хода: 1930 км (1040 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 229—152 мм (9—5″) пояс по ватерлинии
- Вооружение: четыре 229-мм (9″) дульнозарядных пушки и четыре 120-мм казнозарядных орудия
- Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина
- Скорость: 13 узлов
«Лютфи-Джелиль»
Корабль «Лютфи-Джелиль» был заказан Египтом, но в 1869 году, когда этот корабль еще находился на стапелях во Франции, Турция предъявила на него свои претензии, и броненосец передали ей. Корабль имел две двухорудийные башни: большую носовую с двумя 203-мм (8″) орудиями и кормовую с двумя 178-мм (7”) пушками. Обе башни поворачивались вручную, для разворота каждой башни требовалось 24 человека. В бою откидные створки фальшбортов в центральной части корабля могли опускаться для ведения стрельбы прямой наводкой. Корабль также имел бронированный таран. В мае 1877 года, когда «Лютфи-Джелиль» проходил по Дунаю мимо Браилы, снаряд с русской береговой батареи попал ему в пороховой погреб, и корабль взлетел на воздух. Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов от действий гораздо более слабого русского флота турецкий флот потерял, кроме «Лютфи-Джелиля», еще один броненосец. Три корабля, строившиеся для Турции на английских верфях, были конфискованы Великобританией согласно закону о нейтралитете и впоследствии достраивались уже для Королевского флота. С этого момента огромный флот Турции стал постепенно устаревать.
- Страна: Турция
- Экипаж: 130
- Водоизмещение: 2550 т
- Размерения: 2800 км (1500 миль) при 10 узлах
- Запас хода: —
- Бронирование: 140 мм (5,5″) пояс и башни
- Вооружение: два 203-мм (8″) и два 178-мм (7″) дульнозарядных орудия
- Силовая установка: двухвальная компаунд-машина
- Скорость: 12 узлов
«Альмиранте Кохрейн»
Корабль «Альмиранте Кохрейн» и однотипный с ним «Бланко Энкалада» отличались надежной защитой и мощным вооружением при сравнительно малом водоизмещении. Орудия размещались в бронированной батарее. Оба корабля принимали участие в чилийско-перуанской войне, когда Чили захватила почти все морское побережье Перу. Броненосцу «Бланко Энкалада» принадлежит сомнительная честь стать первым кораблем, потопленным новым торпедным оружием. Спущеный на воду в 1874 году, «Альмиранте Кохрейн» был назван в честь лорда Томаса Кохрейна (1775—1860), британского морского офицера, командовавшего чилийским флотом в войне за независимость. «Альмиранте Кохрейн» участвовал в гражданской войне 1891 года на стороне Конгресса, затем использовался как учебный корабль, а в 1934 году был разобран на металл.
- Страна: Чили
- Экипаж: 300
- Водоизмещение: 3631т
- Размерения: 64×13,9×6,7
- Запас хода: 2220 км (1200 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 229 мм пояс, 203—152 мм батарея
- Вооружение: 6 209-мм (9,2″) орудий
- Силовая установка: двухвальная горизонтальная компаунд-машина
- Скорость: 12 узлов
«Капитан Прат»
В 1887 году правительство Чили решило усилить свой флот и приобрести несколько кораблей в Европе. Одним, из таких кораблей стал 6000-тонный броненосец «Капитан Прат». Контракт на его постройку выиграла французская фирма «Форж э Шантьер де ла Медитерранэ». «Капитан Прат» был заложен в 1888 году. 240-мм К орудия располагались в четырех одноорудийных башнях — по одной на носу и на корме и две по бортам у миделя. Восемь орудий вспомогательного калибра 120 мм (4,7″) устанавливались в двухорудийных башнях на верхней палубе. В начале XX века «Капитан Прат» был самым мощным кораблем чилийского флота. После модернизации в 1909—10 годах он стал плавбазой подводных лодок. Этот корабль был назван в честь морского офицера, погибшего со своим кораблем в бою с перуанским броненосцем. На слом «Капитан Прат» пошел в 1935 году.
- Страна: Чили
- Экипаж: 480
- Водоизмещение: 6900 т
- Размерения: 100х18,5×7
- Запас хода: 8620 км (4650 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 305—185 мм (12—7,8″) пояс, 270-203 мм (10,8—8″) барбеты, 77,5 мм (3/1″) цитадель
- Вооружение: четыре 240-мм (9,4″) орудия, восемь 120-мм орудий
- Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения
- Скорость: 12 узлов
*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г