Лицензия на перевозку пассажиров

Кому больше нужна лицензия на перевозку пассажиров морским и речным (водным) транспортом: судовладельцам или пассажирам?
Непреодолимое желание некоторых водных перевозчиков иметь с пассажиров прибыль и не платить налоги перестает быть нормой. Многие недооценивают всю значимость лицензирования. Причем это касается владельцев малых прогулочных судов, а также пассажиров. Туристы понятия не имеют, сколько у них на самом деле прав, когда они находятся на борту катера или яхты, хотя платят за это деньги. Вот мы сейчас вместе и разберемся.

Что дает лицензия перевозчикам?

О том, что эта бумага является подтверждением исправности судна и его безопасности, мы писали ранее, как и о том, что все яхты и катера, работающие во благо туристов, должны находиться под регистром. Но нигде нет информации, что будет с судовладельцем (не капитаном, а именно с судовладельцем), если проверка, которую государственные органы могут произвести когда угодно, выявит, что лицензии нет.

Кодекс об административных правонарушениях, в статье 14.1.2, оговаривает размеры штрафов:

  • частному или должностному лицу – 50 тыс. руб.;
  • индивидуальному предпринимателю – 100 тыс. руб.;
  • юридическим лицам (компаниям) – 400 тыс. руб.

Это далеко не все. Тот факт, что судно попадет «на карандаш» инспекторам, гарантирует повторный прецедент, если коммерческая деятельность не будет приостановлена. Вот тогда:

  • Яхту могут арестовать на 3 месяца (на весь сезон).
  • Судно вообще конфискуют и продадут с открытых торгов новым владельцам. Стоимость при этом не компенсирует ни исполнительная служба, ни страховая компания.

Статья 12-я КоАП в разделе 3-м оговаривает штраф в 5 тыс. руб. уже за то, что лицензия есть, но на момент проверки не могла быть предъявлена. Добиться отмены постановления практически невозможно.

А как насчет покатать по живописным местам семью или влюбленную пару? Это считается арендой судна, а стало быть, должен оформляться договор установленной формы с указанием полученной суммы. «Принесу завтра» не пройдет – штраф 5000 руб. Договорились в устной форме – еще хуже:

  • со шкипера – 5 тыс.;
  • с судовладельца – 50 тыс.;
  • с юридического лица – 200 тыс.

Мольбы сочувствующих отдыхающих не помогут. Дали порулить – то же самое, как и в случае, когда в договоре указаны не все пассажиры или занижена сумма. Такая же кара настигнет тех, кто берет на борт яхты или катера больше людей, чем предусмотрено производителем и оговорено в технической документации. В конце концов, лицензию могут отозвать.

Тонкости лицензирования водных (морских и речных) пассажирских перевозок

Наличие лицензии автоматически является свидетельством того, что судно под регистром. Не взяли свидетельство об одобрении с собой – не беда. Штрафы вы знаете. На одной лицензии может числиться до 10 судов, но если одно из них попадется без бумаг – платите деньги. А те, кто катает людей не по морю, а по реке должны знать, что от этого размер штрафных санкций не зависят.

Поймали без лицензии – меньшее, что может случиться

Владельцы яхт и катеров, перевозящие пассажиров, несут ответственность за их жизнь и здоровье, а также сохранность личных вещей. И не дай Бог, чтобы произошла трагедия. Материальный ущерб, который придется компенсировать – минимальная ответственность. Погибли люди – тюрьма.

Да и материальный ущерб никакая страховая не компенсирует, т.к. полис никто оформлять без лицензии не станет. Не забывайте о страховании гражданской ответственности. Да, это подобно ОСАГО для автомобиля. Скажете слишком дорого? Пока не начались тотальные проверки – может быть. Но это вопрос времени. Законодательство уже отточено, дело за деталями.

Какие права имеет пассажир яхты или катера, заплативший деньги?

Никто не проверяет документы. Но лицензия, страховые полисы, свидетельство об одобрении, прайс-лист с расценками должны находиться на видном месте, или на крайний случай, предъявляться по первому требованию. Что это дает?

  • Вы получаете гарантию, что судно исправно, соответствует всем нормам пожарной и экологической безопасности, да и безопасности вообще.
  • Вам известно, сколько пассажиров и членов экипажа может находиться на борту. Это может показаться неважным пока яхта остается на плаву.
  • Любое несоответствие комфорту – нарушение прав потребителя (недобросовестно оказанная услуга).
  • Вам нагрубили – пишите жалобы. Вы не брали корабль на абордаж, вы заплатили деньги, и сможете это доказать.
  • А где чек? Нет кассового аппарата? Типографии выпускают бланки для заполнения вручную. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо заверяет подпись с расшифровкой оригинальной печатью.
  • Могут ли вам отказать? Пожалуй, да, мотивируя, что катер в море выходить не будет. Все-таки это не маршрутное такси, и чаще всего плавание происходит по мере заполнения посадочных мест.
  • Уронили телефон в воду по вине членов команды – вспомните о страховке. Какой-никакой, но шанс вернуть его стоимость.

Куда жаловаться? В ближайшую юридическую консультацию. Тем более, сейчас это можно сделать бесплатно в режиме онлайн. Там все расскажут в подробностях.

Но может вам безразлично ваше здоровье и жизнь, вы привыкли к хамству, и не хотите ничего менять? Или вам нравится стоять на палубе как беженцу в переполненном трюме? Возможно, вас устраивает антисанитария? Тогда, пожалуй, да, требовать наличие лицензии не стоит. В противном случае, поступайте так, чтобы вы чувствовали, что вы купили поездку, а не пришли проситься к взрослому соседу покатать на мопеде.